Puxada de rede (Пушада ди реджи — что означает ‘тянуть сеть’) это фольклорный бразильский танец, однако, в отличие от других традиционных танцев, пушада требует некоторой театральной постановки. Puxada de rede и в наши дни исполняется традиционно дабы отдать почести богине моря Иеманже (Iemanja) из мифологии Кандомбле, хотя у танца, как и у многих других, есть своя история.

По легенде, моряк с группой друзей, как обычно собирались ночью в море рыбачить. Плыть они должны были на самодельном плоту, который называется jangada (жангада). У жены этого моряка было предчувствие,  что что-то не так, она пыталась остановить его, но моряк не послушался и отправился в плавание, оставив свою жену рыдающей, а детей напуганными. Преданная супруга ждала на пляже у моря всю ночь, и когда на восходе солнца на горизонте появилась жангада, она заметила очень печальное выражение лиц моряков, некоторые даже плакали. Не увидев своего мужа на лодке, она поняла что случилось нечто ужасное. Моряки сказали ей что ее муж случайно упал с жангады, и когда они пытались вытянуть сеть, они заметили его тело среди рыбы. Убитые горем родные и близкие по традиции провели погребальный ритуал на пляже.

С тех времен прошло много времени, и в наши дни Puxada de rede танцуется в честь погибшего моряка. Танец исполняется под живую музыку и песни. Его часто можно увидеть на выступлениях капоэйры и различных культурных мероприятиях.

Maculelê (Макулеле — ударение на последний слог) — национальный бразильский танец с афро-индейскими корнями.  Существует несколько теорий возникновения этого танца:  Кто-то предполагает, что он был создан рабами на полях сахарного тростника. Для исполнения танца Maculelê использовали факау – (facao) – мачете для обработки тростника. Так же предполагается, чтоMaculelê — это празднество в честь урожая.   Или, возможно, этот танец имел религиозное значение. Но самое распространенное мнение это то, что Maculelê танцевали, чтобы практиковать техники самообороны и применять их против рабовладельцев.

Также существует легенда о мужчине, который, будучи больным и физически слабым, остался один в деревне с женщинами и детьми, в то время как все остальные воины ушли на охоту. По легенде, когда вражеское племя атаковало деревню, этот, единственный оставшийся мужчина, выпил волшебный напиток, под названием jurema (журема) и обрел небывалую силу. Взяв в руки мачете, он отбил атаку и защитил племя и деревню. Танец Maculelê, прославляет этого мужчину.

Maculelê было забыто ко времени отмены рабства в 1888 году, но было возрождено мастером Paulino Aluisio de Andrade (Popo do Maculele) в 40х годах 20 века, которого считают Отцом Макулеле в Бразилии.

Сейчас Maculelê практикуется многими группами капоэйры по всему миру, как танец, развивающий чувство ритма и музыки. Основным инструментом, под который исполняется это танец является Атабаке, он используется как основной инструмент. Каждый танцор держит в руках по паре мачете или деревянных палок и следуя ритму ударяет одной из них на третий и  четвертый счет. Остальные танцоры располагаются вокруг первых двух, двигаясь в ритме музыки.

Samba — самба  происходит от слова «семба».  На африканском диалекте банту известном как кимбундо, завезенном в Бразилию рабами из Анголы, «семба» означает «пупок», который во многих афро-бразильских танцевальных формах символизирует интимность танца.  Также отмечается, что слово самба – инфинитив глагола «кусамба», который в буквальном переводе означает «молиться» или вызывать расположение богов при помощи ритма, песни и танца. Считается, что в основе бразильской самбы лежит традиционная музыка Анголы семба. Используемая как средство празднования и религиозного поклонения, семба основывается на древнем ритме, аккомпанементом к которому выступает танцевальная форма, напоминающая современную самбу, в которой делаются акценты на волновые движения бедер и живота.

Как музыкальный жанр самба появилась в регионе Багии, известном как «Маленькая Африка». В Маленькой Африке багийские жрицы (Tias или Bainas) создавали Terreiros da Candomble (дома религии), где танцами и песнями вызывали богов. Во время этих религиозных церемоний танцевалась samba de roda под африканские барабаны и другие ударные инструменты. Собираясь в домах уважаемых Bainas, люди создавали вариации самбы.

Первая песня в стиле самбы, переданная по радио, называлась «Pelo Telefone» и была записана в террейро легендарной Tia Ciata на багийской площади Праса Онзе (Praça Onze).

Сейчас традиционный афро-бразильский танец тесно ассоциируется с капоэйрой,  поскольку Рода капоэйры часто заканчивается samba de roda под аккомпанемент беримбао, пандейрo, агого.Танцующие пары сменяют друг друга  под зажигательные ритмы!