Местре ПастиньяМестре Пастинья — выдающийся Местре капоэйры, чье имя прочно ассоциируется с капоэйрой Ангола. Vicente Ferreira Pastinha (Висенте Феррейра Пастинья), более известный как Mestre Pastinha (Местре Пастинья) родился 5-го апреля в 1889 года в городе Salvador (Сальвадор), Bahia (Баия — штат Бразилии) в семье испанца Jose Senor Pastinha (Хосе Сеньор Пастинья) и Eugenia Maria de Carvalho (Эугения Мария ди Карвальо). Первые свои уроки капоэйры Местре Пастинья получил от африканца Benedito (Бенедито) — мастера по прозвищу Velho Africano (Вельо Африкано). В возрасте 8-ми лет Винсенте часто получал тумаков от соседского мальчишки, который был старше и сильнее. Заметив происходящее, его будущий учитель капоэйры предложил Пастинье зайти к нему, пообещав, что научит его защищаться. В следующей же стычке со своим обидчиком Пастинья поразил его настолько быстро, что хулиган не то что зауважал Висенте, а стал чуть ли не его поклонником. Такая красивая легенда повествует о появлении одного из Величайших капоэристов всех времен. Детство Пастиньи прошло весьма скромно и счастливо. Утром он занимался рисованием в Liceu de Artes e Oficio (Лисеу ди Арчис и Офисиу). Вечером — занимался капоэйрой у Benedito. У него он учился на протяжении трех лет. Старый Африканец (так переводится прозвище мастера) научил Пастинью mandinga (манджинга — «колдовство»), malicia (малисия — «хитрость») и malandrice (маландриси — «жульничество»). Капоэйра Ангола была и остается самым древним стилем капоэйры, окутанным колдовством и мистицизмом.
Местре ПастиньяПознее, по желанию отца он вступил в школу моряков, где не преподавалась капоэйра. В школе Висенте преподавал капоэйру своим друзьям. В возрасте 21 года Пастинья бросает школу ради того, чтоб стать профессиональным художником. Но он продолжает практиковать капоэйру все это время. А поскольку в то время капоэйра была под запретом, то ему приходилось практиковать ее тайно. Пастинье довелось служить в бразильских военно-морских силах, где в течении 8 лет он испробовать понемногу различные виды деятельности, начиная от каменщика, маляра, почтальона до работы в «Игорном доме». Но больше всего по его словам ему доставляло огромную радость то, что он мог учить великому искусству капоэйры и сохранять ее древние традиции. По словам Пастиньи, капоэйра была отцом и матерью всех боевых искусств Бразилии. Около 12-ти лет Пастинья преподавал капоэйру своим коллегам по работе — морякам. Покинув флот, Пастинья занялся привычным делом — продолжил преподавать капоэйру. Имея большой опыт преподавания и достаточный уровень знаний, Пастинья мог легко и непринужденно обучать традициям капоэйры, сохраняя ее самобытность. После 20 лет практики в капоэйре, он открыл свою первую школу. Офис этой школы располагался в велосипедном клубе, которая находилась на площади Cruise of the Are Francisco. Здесь его академия находилась с 1910 по 1922 год. Среди его первых учеников был Raimond Aberre (Раймонд Аберре), который стал выдающимся капоэйристом в Баии.
Местре ПастиньяПреподавая капоэйру и полностью посвятив себя ей, Пастинья не забывал и о рисовании. Он был еще и замечательным художником. В свободное время он давал уроки рисования. В 1941 году Пастинья открыл свою новую академию капоэйры на площади Pelourinho (Пелоуриньо) в доме под номером 19, назвав ее «Academia de Capoeira Angola» («Академия капоэйры Анголы»). В осуществлении мечты открыть академию ему помогал активно мастер Amorzinho (Аморзиньо), который и предложил ему это место. Пастинья известен также своим философским складом ума и своими высказываниями. Местре Пастинья был первым кто ввел униформу в капоэйре. Его академия использовала желтые майки и черного цвета штаны, цвета любимой футбольной команды Пастиньи Ypiranga (Ипиранга).
Местре ПастиньяСо временем Пастинья становился все более известным. Он получал много приглашений на презентации своей группы в других штатах Бразилии. В таких штатах как Foi ao Rio (Фой ау Риу), Sao Paulo (Сан-Паулу), Rio Grande do Sur (Риу Гранджи ду Сур) он бывал много раз. Наибольшее признание заслуг Местре Пастиньи стало приглашение из Министерства Иностранных дел Бразилии для участия в делегации, которая представляла Бразилию на «Первом Международном Фестивале Негритянского Искусства» в Дакаре в Африке, который проходил в апреле 1966 года.
Местре ПастиньяУчитывая все нарастающее влияние популярности капоэйры и тенденцию на прикладной характер, как искусства нападения и самообороны, мастер Пастинья подчеркивал больше традиционный характер, включая игровой и ритуальный подход к капоэйре, в которых возможно максимальное взаимодействие между участниками в игровых ситуациях, и стремился возвратить капоэйре былой подход. Поэтому, стиль Ангола обычно называют традиционной капоэйрой. В 1964 году мастер Пастинья при помощи своего друга Jorge Amado (Жоржи Амаду — бразильский писатель-романист и политический деятель), написал книгу под названием «Капоэйра Ангола» и записал альбом «Капоэйра ангола — Мастер Пастинья и его Академия». Но не смотря на свою известность и популярность как и многие мастера Висенте Пастинья доживал свои годы в нищете будучи слепым и покинутый всеми. Скончался Великий Местре Пастинья в 1982 году в городе Bahia (Баия), в центре древней колыбели капоэйры. У Местре Пастиньи осталось много учеников, продолжающих традиции стиля Ангола и по сей день. Среди них наиболее известные местре Joao Grande (Жоао Гранджи) и Joao Pequeno (Жоао Пекено).